Региональная общественная организация «Союз журналистов Республики Башкортостан» г. Уфа ул. 50 лет Октября, 13, 10 этаж, офис 1007
Союз журналистов Республики Башкортостан +7 (347) 276-42-66 Отправить нам письмо
» » В Уфе состоялась премьера фильма-симфонии об СВО «Время ZOV»
16.04.2024 В Уфе состоялась премьера фильма-симфонии об СВО «Время ZOV»
Улицы города, залитые солнцем, на прогулке матери с малышами, зелёные скверы, люди спешат по своим делам, подростки катаются на велосипедах, детвора спешит к киоску с мороженым, на синем небе стаи голубей. Это картина Донбасса, на которой художник показал жизнь мирных граждан. Затем рука берёт кисть и наносит на полотно чёрными мазками взрывы мин, прилёты снарядов и ракет, трещины, покрывающие паутиной стены домов и тротуаров. Люди пытаются спастись, но не всем это удаётся. И всё это на фоне музыки, которая вызывает тревогу и чувство безысходности. Так начинается документальный фильм-симфония «Время ZOV», премьера которого состоялась в кинотеатре «Родина».

Авторы фильма — журналист, фотохудожник Светлана Комкова и композитор, продюсер Марат Файзуллин. Единомышленники создали фильм, который вряд ли выйдет в широкий прокат, но его ценность в простоте и ясности мысли, которую Светлана Комкова и Марат Файзуллин попытались донести до зрителя. Люди, которые хоть однажды посмотрят фильм «Время ZOV», осознают, что происходит на растерзанной земле Донбасса, Луганщины, Херсона и Запорожья.

Результатом творческого симбиоза журналиста и музыканта стал фильм-симфония. В кинокартине нет диалогов, монологов. Главным рефреном в каждом кадре идут эмоции — детей, стариков, женщин и, конечно же, бойцов. В фильме использованы видеоматериалы и фотографии, предоставленные военнослужащими специальной военной операции. Именно такие свидетельства войны передают настоящие чувства тех, кто несколько лет находится под обстрелами.

Поскольку в фильме нет слов, он наполнен символами, которые зритель должен постараться распознать и объяснить их самому себе. Это и слёзы одинокой женщины, стоящей на коленях на месте разрушенного дома, скудно освещённый подвал, в котором старики пьют из алюминиевых кружок кипяток, сгоревшие автомобили, которые ещё недавно перевозили своих хозяев на работу или загородную усадьбу. А затем вниманию предлагают кадры, в которых появляется он — воин-освободитель. Как сказал один из приглашённых на премьеру бойцов, среди них нет высоких мускулистых витязей, а есть те, кто сидел за рулём комбайна, строил дома, принимал пациентов, стоял у школьной доски. Именно такие работяги сделали свой выбор — приехать на Донбасс и, превозмогая первые трудности войны, пядь за пядью идти к Победе.

Также главными символами в фильме стали дети. Зритель видит их среди разрушенных домов и улиц. А есть и видеоряд, отснятый в Уфе, в районах Башкирии. Наши дети смеются, они играют, рядом с ними их матери. Затем показан труд башкирского тыла. И если в начале спецоперации бойцам на передовую отправляли шерстяные носки, то уже спустя короткое время гуманитарные колонны везли на фронт сшитые женщинами флисовые кофты, брюки, куртки и другую тёплую одежду. Получают башкирские воины мобильные бани, колёсную технику, маскировочные сети и окопные свечи, которые по праву можно назвать символом тыла.

И подобного рода символы, маркеры и маячки есть в каждом кадре. При этом ещё одним немаловажным символом стала музыка. Она, как было сказано выше, вызывает тревогу, затем волнение, а потом и гордость — за Россию, за её жителей, за воинов.

Марат Файзуллин не в первый раз творит на тему СВО и Донбасса. С 2014 года композитор создал такие произведения, как «Дети Донбасса», «Жертвы», «Вечная слава Героям России» и другие.

«У меня много друзей сейчас на фронте. Есть и те, кто отдал свои жизни для Победы. Как сейчас помню первые дни спецоперации. Рядом со мной находились дезориентированные молодые люди, которые не понимали, что происходит. Я взял на себя смелость объяснять им. И в это время родилась симфония. В общении с молодым поколением вытачивалась музыка. Светлана её уловила и подала в том виде, в котором просчитала необходимым. Шаг, на который она решилась, сильный, смелый, важный и нужный. Её замысел пробуждает в человеке переживание, заставляет его думать. На этом фильме мы не остановимся, работа будет продолжаться. Уже в голове зреют несколько проектов. Надеюсь, что и музыка, написанная мной, дойдёт до самой глубины души зрителя. Симфоническая музыка многослойна, она позволяет создавать и передавать палитру эмоций. Образное мышление присуще каждому человеку, но не все открывают в себе эту способность. Я постарался добиться его пробуждения. Надеюсь, у меня получилось», — сказал Марат Файзуллин информагентству «Башинформ».

Светлана Комкова волнуется и с трудом находит слова.

«В кинозале собрались потрясающие люди — у которых можно и нужно учиться, равняться на них и идти за ними. Фильм готовили девять месяцев. Материала было много, но он не весь уместился в одном фильме. Надеюсь, моя первая тематическая работа будет продолжена. Дай Бог вам терпения, веры и победы», — сказала журналист.

Много материала для фильма «Время ZOV» предоставил ветеран боевых действий Александр Абдуляпаров с позывным «Искандер». Мужчина говорит, что ему тяжело пересматривать кадры. Особенно, по его словам, не просто даётся просмотр на большом экране, на котором мы видим его товарищей, сослуживцев.

«Обратили внимание в фильме на бойца, который раскатывает тесто, а другой воин готовит в сковороде баурсак? Видео снято в Северодонецке. В тот день у нас не было хлеба, а они сумели найти муку, масло и угостить нас выпечкой. Сейчас их нет с нами. Ребята погибли под Марьинкой», — говорит Александр Абдуляпаров.

Александр, вспоминая февраль 2022 года, рассказал, что в первые дни специальной военной операции на Донбасс отправлялись взрослые, зрелые мужчины, многим из них приходилось обманывать медкомиссии, чтобы попасть на фронт. «Искандер» подчёркивает, что его и других добровольцев никто не заставлял сменить род деятельности, оставить привычный уклад жизни и окунуться в пороховую гарь.

«Это был наш выбор — ехать и защищать народ. В первые месяцы спецоперации среди нас, кто встал в строй и взял в руки автомат, молодёжи особо не было. Как заметил Марат Файзуллин, многие из молодого поколения не понимали, что происходит. Не скрою, были слова „Это война не для нас“. Это то поколение, которое выросло на потреблении. У них были другие ценности, навязанные культурой Запада. Не скажу, что мы потеряли это поколение, но были близки к этому. К счастью, со временем многое в их сознании поменялось. Теперь на передовой рядом с возрастными участниками служат те, кто годится им в сыновья. Тем не менее ещё есть над чем работать. Молодёжь должна знать истинные ценности, осознавать чувство патриотизма и самоидентичности. Сейчас молодые люди подключаются к волонтёрской, гуманитарной деятельности. И представленный Светланой Комковой фильм является частью большой воспитательной работы. Сегодняшние школьники, студенты, которым предстоит созидать и развивать нашу великую страну, должны видеть фильм и знать, за что и во имя чего мы там воевали, получали увечья, и продолжаем кропотливую работу по освобождению Донбасса.

Не люблю вспоминать о прошедшем, но помнить надо. Сам я впервые осознал, что мы находимся на войне, когда наши колонны встречали местные жители. Они выходили из подвалов и перекрещивали нас, просили, умоляли защитить их. Также пришло понимание, что мои сослуживцы, с которыми я ел вместе, наши койки стояли рядом, не вернутся домой живыми, а может, не вернусь и я. Один из них мой товарищ Рубен Хасанов с позывным „Уфа“ из Иглинского района. Он живой, но получил тяжёлое ранение, вернулся домой без ноги. Сейчас Рубен возглавляет команду ветеранов СВО, выступающих в соревнованиях „Кубка Отечества“. Жизнь продолжается. Но надо помнить, что такое фашизм. Это то, с чем надо бороться до конца, иначе зло придёт в наши дома. Я и мои товарищи способны представить, как может оказаться в руинах этот кинозал, в котором мы сидим, как могут выглядеть наши разрушенные дома, повреждённые осколками и пулями автомобили и детские автобусы. Этого нельзя допустить. Поэтому мужчины продолжают пополнять ряды добровольцев. И не деньги для них главное. За их спинами семьи, страна, Родина, наше будущее», — сказал Александр Абдуляпаров.

Когда закончился фильм, в зале стояла тишина. Затем прозвучали громкие аплодисменты. Приглашённые матери воинов, их жёны плакали. Прятали свои слёзы и воины. Авторы фильма попросили всех подняться и поклониться бойцам, которые сейчас находятся на передовой, лежат в госпиталях, вернулись домой ранеными. Они выстояли, прошагали, пробежали, проползли, преодолели все тяготы. И по сей день продолжают оставаться надёжным заслоном от врага.

Специальная военная операция не закончилась. Но, как отметили воины, противник сдаётся и каждый день оставляет свои позиции. Жителям Донбасса дышится легче. В эти дни на некоторых территориях вместо урчания танков и самоходных орудий слышится шум работающих двигателей тракторов и комбайнов. Жители Донбасса, дети получают гуманитарную помощь, учатся по российским учебникам, приезжают в регионы страны, где им залечивают рубцы, полученные за 10 лет геноцида. Но то, что произошло, не должно быть забыто никогда.

Автор:Эдуард Кускарбеков

https://www.bashinform.ru/news/svo/2024-04-16/v-ufe-sostoyalas-premiera-filma-simfonii-o-svo-vremya-zov-3729534