Региональная общественная организация «Союз журналистов Республики Башкортостан» г. Уфа ул. 50 лет Октября, 13, 10 этаж, офис 1007
Союз журналистов Республики Башкортостан +7 (347) 276-42-66 Отправить нам письмо
» » О созидательном труде и любви к жизни
28.09.2022 О созидательном труде и любви к жизни
В нынешнем информационном потоке легко утонуть даже опытному журналисту. Что из того, что нам рассказывают о происходящем в мире, правда? А что ложь? С кем соглашаться? И кому доверять? Главный редактор ишимбайской газеты «Торатау» Гульнур Артыкаева этим летом побывала в Луганской Народной Республике, чтобы своими глазами увидеть и понять, что там происходит. Сотрудников провинциальных СМИ редко посылают в подобные командировки, а тут в ЛНР почти месяц работала коллега из родственного издания – редакции газет «Восход» и «Торатау» входят в один информационный центр. Мы не могли упустить такой шанс и поговорили с Гульнур Радиковной о её поездке.
– Как вы попали на Донбасс?

– Командировку с 16 июля по 13 августа мне предложило наше руководство. С началом военной спецоперации о происходящем на Донбассе поступали разнообразные сведения. К тому же в Луганской области с весны работают врачи, строители, дорожники, коммунальщики из Башкирии. Жителям нашей республики было интересно узнать, чем именно занимаются наши специалисты на луганской земле, в каких условиях живут и работают, как к ним относится местное население. К тому же в ЛНР регулярно приходят конвои с гуманитарным грузом из Башкортостана. Как добираются наши водители до обстреливаемых нацбатами территорий, что именно они привозят, куда и как распределяется гуманитарная помощь – ещё одна тема для освещения. Мне было интересно пообщаться с местным населением. Страшно не было, но о моей поездке на Донбасс знали только родные сёстры. Остальным я сказала, что еду в Москву. Не хотела, чтобы близкие за меня излишне волновались. Правду открыла только после возвращения.

– Кто вас встретил в городе Красный Луч?

– Делегация из Башкирии во главе с руководителем аппарата правительства – министром РБ Азаматом Абдрахмановым. Он курирует специалистов из нашей республики. Азамат Фаритович смог организовать слаженную работу. Успевал контролировать ситуацию с ремонтом школы в городе Петровское, следить за асфальтированием дорог, беседовать с медработниками, чтобы узнать, не нужна ли им помощь. Также Абдрахманов руководил нашей группой СМИ, выдавал задания по освещению деятельности в ЛНР специалистов из Башкирии. Я писала репортажи, заметки, интервью, передавала их в Уфу для публикации. Встречала гуманитарные конвои, приходившие из нашей республики.

– Где вас поселили?

– В гостинице Луганска. Как нам объяснили, там спокойнее, чем в Красном Луче, и скоро мы сами в этом убедились. В ночь с 24 на 25 июля в местную гостиницу прилетела ракета от ВСУ. К счастью, в здании почти никого не было, поэтому обошлось без жертв, ранило только несколько человек из персонала. Мы поехали туда рано утром, когда уже разбирали завалы. Побывали мы и на территории Красного Луча, которую ВСУ бомбили в июне. Там было по-настоящему жутко, как в военной кинохронике – разрушенные дома, чёрные остовы сооружений, выжженная пламенем земля. Повсюду разорвавшиеся снаряды.

– Что вы ещё увидели?

– Вместе с нами в командировке работала бригада телеканала БСТ. На их автомобиле ездили в Красный Луч и в город Петровское – там наши строители делали капитальный ремонт школы № 22 имени Минигали Шаймуратова. В этом же городе работники из Башкирии построили большую детскую площадку – с горками, каруселями, спортивными тренажёрами. Дети готовы играть на ней круглосуточно. Недалеко от школы выстраивался гуманитарный конвой, и разгружались привезённые стройматериалы. Наши дорожники вели ямочный и капитальный ремонт, для этого был запущен асфальтобетонный завод, который привезли из Башкирии.
Но больше всего, по моим наблюдениям, местные жители рады врачам. В Красном Луче узких специалистов мало, а наши медики позволяют восполнить этот пробел. Также они выезжают в соседние города, в основном в Петровское. Пациентов с осложнениями отправляли в Луганск и даже в Уфу.

– Какие сложности вас подстерегали?

– Самым трудным в моей командировке оказалось общение с надломленными или убитыми горем людьми. Волей-неволей пропускаешь их боль через себя. Жителям ЛНР некуда бежать от войны, они будто заложники. Нет, кто-то уезжает, конечно, особенно те, у кого есть родня в России. Но большинство людей остаются, они находятся в большом стрессе. Я много разговаривала с местными жителями. Например, женщина Татьяна рассказывала, что за годы обстрелов со стороны Украины порядок действий у неё отработан – при опасности она бежит в погреб. А вот у её мужа больные ноги, ему тяжело спускаться в погреб, и он уже не прячется – устал бояться. В марте они похоронили младшего сына, погибшего в боях с украинскими войсками, старший сын находится на передовой. Он передаёт родителям, что будет воевать до конца, как бы тяжело ни было. Представляете состояние этих супругов? Они каждый день плачут.

Также запомнилась семья из Петровского. Жительница вспоминала, что в 2014 году её муж смотрел телевизор, когда прямо в их дом прилетел снаряд. Только по счастливой случайности мужчина не погиб, но дом был разрушен и стал непригоден для дальнейшего проживания. После этого супруги двух взрослых дочек с семьями отправили в Тюмень к родственникам, а сами переехали в их дом – жалко его оставлять. И дочери, несмотря на неспокойную обстановку в ЛНР, мечтают вернуться, походить по родным улицам.

– Как местные жители реагируют на то, что делают наши специалисты?

– С благодарностью. Они так были рады обновляемой школе в городе Петровское! Дети и взрослые приходили, смотрели, как её ремонтируют, интересовались, что строители успели сделать за день, пытались чем-то помочь. Для людей это признак наступления мирной, нормальной жизни, от которой они с 2014 года уже почти отвыкли. Сам город непримечательный, серый, и на его фоне отремонтированная школа выделяется ярким, праздничным фасадом. В Красном Луче наши специалисты ремонтировали водопровод. По словам жителей, с началом работ воду им стали подавать через день, и это такое счастье – раньше воды не было неделями. Все ходили с пятилитровыми бутылками к месту подвоза воды.

– Какие ещё случаи взаимодействия жителей ЛНР и Башкирии вы наблюдали?

– Незадолго перед моим отъездом в город Петровское въехал очередной гумконвой из Башкирии. А дети играли рядом на площадке. Как только показались наши водители, ребятишки сразу побежали к ним общаться – сдружились. Водители угощали детей сладостями, усаживали за руль – какому пацану не охота «порулить» настоящим грузовиком? Видно, что малышам очень не хватает мужского внимания – отцы многих либо погибли, либо находятся в войсках. В тот раз водители купили на свои деньги ребятишкам из малообеспеченных семей три велосипеда и мячики. Радость детей при получении этих подарков описать просто невозможно. Конечно, такое отношение ценится – когда гумконвой ехал обратно в Башкирию, у двора частного дома грузовики встречал дедушка с российским флагом и долго им размахивал фурам вслед. Другой мужчина нарвал ягоды тёрна и протягивал в кабины грузовиков. На добро жители ЛНР чаще всего отвечают добром и делают это так искренне и от души, что слёзы подступают.

– Чем запомнился Луганск?

– Своей малолюдностью. Ни на улицах, ни в торговых центрах толп не наблюдалось. При том что в городе живёт более 400 тысяч человек. Заметно, что граждане, если и идут куда-то, то строго по делу. Скучающих, гуляющих зевак я не видела в Луганске вообще. В 23 часа начинался комендантский час, в это время улицы пустели.
Про себя отметила, что местная природа сильно отличается от башкирской. Повсюду равнины и степи, никаких гор и лесов. И везде – угольные карьеры. Как-то заметила подсолнуховое поле неземной красоты. Думала подойти к нему поближе, сфотографироваться. Коллеги отсоветовали – там могли быть мины-лепестки от ВСУ, они почти незаметны в траве, но тяжело калечат любого, кто на них наступит.

– Случались в командировке моменты, когда становилось не по себе?

– Многое я воспринимала на удивление спокойно. Мне было страшно только однажды – за три дня до отъезда в Башкирию в нашей гостинице я проснулась от мощного хлопка. Завыли под окном автомобильные сигнализации. Выглянула в окно, но последствий удара не увидела. Скорее всего, сработали российские системы ПВО и перехватили ракету. В тот момент я была шокирована, не знала, что делать. Просто ждала, что произойдёт дальше. Хотя надо было, наверное, бежать в укрытие – вдруг ещё прилетит? После этого во мне уже зародился страх, и оставшиеся до поездки домой ночи я спала плохо. Мечтала вернуться живой к своим детям.

– Как возвращались в Башкирию?

– Поехала с одним из гуманитарных конвоев. В дороге познакомилась с 68-летним водителем Вячеславом Асеевым – он был одним из тех, кто покупал детям мячи и велосипеды, доставил их в Петровское. Вячеслав Васильевич почти всю жизнь прожил в Ишимбае, работал дальнобойщиком. Три года назад сыновья уговорили его и супругу перебраться в частный дом под Уфой. Но он признался, что очень скучает по Ишимбаю. Когда набирали водителей для гумконвоя, был в числе первых, кто откликнулся. При мне он уже 17-й раз приезжал на Донбасс. Поинтересовалась у Асеева, не устал ли он. Если честно, пока ехали двое суток в Башкирию, сильно устала, хотя ничего не делала, а он вёл грузовик. Вячеслав Васильевич ответил, что привык, считает, он должен ездить, пока есть силы. После того как мы добрались до Уфы, он сутки переночевал дома и встал на погрузку, чтобы вновь отправиться в Луганскую область! Меня это просто изумило.

– Какие выводы сделали вы для себя после командировки?

– Там быстро понимаешь, что мы в Башкирии живём хорошо. Да, мы привыкли жаловаться на различные неурядицы и трудности: то одно нам не нравится, то другое. Затёртое от частого употребления пожелание «Мирного неба над головой» там обретает реальный, настоящий смысл. Это когда ты укладываешься спать, не опасаясь, что в твой дом прилетит снаряд. Когда ты просыпаешься по звонку будильника, а не от воя сирен. Когда ты можешь спокойно отвести детей в школу и вернуться с работы, будучи уверенной, что твой дом цел. На Донбассе ты начинаешь особенно ценить тихие радости мирной жизни. До украинской агрессии в 2014 году жителям ДНР и ЛНР тоже были доступны эти радости. А затем их лишили почти всего.

– Ваш совет журналистам, которые хотели бы посетить Донбасс?

– Всё-таки я находилась не в горячей точке, чтобы давать такие советы. Прежде чем решиться туда ехать, очень хорошо подумайте, всё взвесьте. Отговаривать не стану – для меня это был важнейший опыт.

Автор:Владимир Парфиров

https://voshodnews.ru/articles/obshchestvo/2022-09-27/o-sozidatelnom-trude-i-lyubvi-k-zhizni-2968181