Региональная общественная организация «Союз журналистов Республики Башкортостан» г. Уфа ул. 50 лет Октября, 13, 10 этаж, офис 1007
Союз журналистов Республики Башкортостан +7 (347) 276-42-66 Отправить нам письмо
» » Районка подставит плечо
26.12.2019 Районка подставит плечо
Вот и еще один год, 2019-й, ушел в историю. Вступает в свои права новый, с новыми надеждами и планами, с новыми мечтами. Мечты у газетчиков схожие – жила бы газета… Для ее реанимирования мы делаем многое. Мы не только занимаемся изданием газеты как таковой. Мы идем в народ… В октябре провели Всенародный день подписчика. Редакция газеты «Зианчуринские зори» две недели (не актеры, не певцы, однако, пришлось из самых дальних тайников своей души вытащить все актерские способности, все несбывшиеся таланты) готовилась к выступлению. Свет в редакции горел до часа – двух ночи. Днем – газета, вечером – подготовка к встрече с нашими читателями, репетиции, поиск спонсоров, составление сценария). И – получилось! Не без помощи, конечно, артистов из Дома культуры. Пели частушки о редакции, танцевали, танцевальный флешмоб устроили и дети редакционных сотрудников. Провели розыгрыш лотереи среди подписчиков с отличными призами – спасибо спонсорам! Присоединилась к «Зорям» и редакция «Ейенсура тандары», организовали конкурсы среди читателей. Много ли, мало – 20 подписчиков в этот день мы себе обеспечили. Дальше – больше. Стали выезжать с артистами Дома культуры по праздникам в деревни. Элиза Байгильдина, Аниса Бикташева, Гульшат Имельбаева, Светлана Мурзакаева, Гульназ Гадельшина – в девчатах, как оказалось, спал и неожиданно проснулся актерский талант, талант певиц и танцоров. Корректор Азамат Султанов выступил поэтом.
Круглые столы на актуальные темы, «Прямые линии», конкурсы – эта традиция в обеих редакциях уже давняя. Фариза Сафаргалина, Аниса Бикташева, Айгуль Клысбаева, Альмира Аюпова – для них «сладкая подписка» стала уже делом обыденным. Все для наших читателей! Ведь одна из главных функций газеты – связь общества и власти, тесная связь с читателем. И это здорово, потому что мы, газета и читатели, работая сообща, формируя номер вместе, еще больше любим и уважаем друг друга. А Рушат Мурсалимов в свою очередь «проповедует» электронную подписку.
Здорово помогают наши внештатники. Хотя многих из них внештатниками назвать трудно. Наиля Мухаррямовна Карабаева почти 30 лет проработала в редакции. Теперь – на заслуженном полуотдыхе. Шучу, конечно. Но отдыхать мы ей не даем… Да она и не против. Наиля Мухаррямовна всегда в строю – и с квитанциями в период подписной кампании ходит, оформляет подписку, и любого корреспондента в период отпусков заменит, причем, в обеих газетах – и «Зори», и «Тандары». Молодой, только что окончивший 11 класс Ильдан Альмухаметов проработал у нас месяц. Поступил на юрфак. Но даже в своей нелегкой студенческой жизни не отстает от штатных и, приезжая на выходные в родной район, ездит в командировки, пишет материалы, ходит по мероприятиям, активно заполняет группы в соцсетях. Успел и редакционную акцию организовать по привлечению подписчиков, готовит еще одну – но пока это секрет. Светлана Осипова, Альбина Атнагулова иногда заменяют отпускников. Их энергия, а точнее, энергетика, - большое подспорье в работе коллектива «Зорь». Так же совсем недавно, но очень активно влилась в работу редакции Лера Магадеева, талантливый фотограф, полный идей. Сколько себя помню, всегда «в теме» Райса Ахметовна Калимуллина, любимый многими автор, наша изюминка с неисчерпаемой энергией, инициативой. Их много, внештатников, и все мы их очень любим и ценим.

В сетях доброты

С этого года особое внимание уделяется со стороны руководства развитию сайтов газет и сообществ редакций в соцсетях. Однако автор этих строк («сообщество «Зианчуринские зори» («Зианчуринская жизнь») и Альмира Аюпова (сообщество «Ейенсура тандары») группами занимаются уже не первый и не второй год. И дело тут не в количестве просмотров. Просто площадки в соцсетях – это реальный и самый верный способ держать связь со своим читателем. Здесь открыт простор не только для диалога, но и для большого, серьезного разговора. А сообща можно решить многие вопросы – от повышения качества районки до развития родного района и даже республики. С этого года новую жизнь в группу вдохнула Элиза Байгильдина со своим креативом, оптимизмом и любовью к читателям. Да и группа «Йэйенсура тандары» - подтянулась, воспрянула, обзавелась новыми подписчиками. Мы активно проводим конкурсы, привлекая к тому спонсоров, и наши местные предприниматели помогают нам в этом, проявляя немалый интерес к обеим группам. Люди и писать сами стали, и фото присылают. Активничают. Рассказывают и о своих заботах и печалях, и о хорошем, происходящем с ними. И это – наша лучшая благодарность, награда за нашу работу.

Ложка дегтя.

Ложка дегтя во всей этой истории – момент подписки. Таков уж менталитет нашего читателя, привык он подписываться на газету не самостоятельно, а когда почтальон придет в их дом и предложит оформить подписку. Желательно в день зарплаты или пенсии, к мамам – в день получения пособия. Почтальон же сегодня подпиской заниматься не спешит. И не от лени это, а потому, что куда как выгоднее получить копейку от продажи товара, чем ходить полгода с толстой сумкой на ремне, разносить периодику за гораздо меньший процент… У нас в почтовом отделении недавно установили большую витрину с продуктами. Здесь вам и чай, и печенье, и пресловутые консервы в банках. Газеты с журналами скромно приютились на гораздо меньшем по размерам стенде, скромненько, в закутке. Обидно, что организация, отвечающая за распространение периодики, быстрыми темпами превращается в помесь рыночного павильона с банкоматом (за определенный процент здесь так же принимают многие виды платежей). Вот и вынуждены наши корреспонденты ходить по домам, предлагая выписать районку. И знаете ли, толк есть. По крайней мере, подписка у нас – на уровне прошлого года. Когда разговариваешь с читателем, ходишь по домам, - результат радует. «Что в районке вашей читать-то, Интернет сплошной?», - отмахивался житель одной из деревень района, который когда-то с газетой не расставался, а потом ему перестало нравится содержание. «Посмотрите, я вам принесла свежие номера, дядь Саш, вот вам и критика, вот тут и про односельчан, и про то, как мусор вывозить с этого года будут, и вопросы читателей с ответами». Выписал, «уговорился». Какова же была моя радость, когда месяц назад он позвонил и сказал: «А ты, Виктория, подписала, надеюсь, на районку нас, на первое полугодие?». Конечно, подписала! С удовольствием!
Огромную поддержку оказывает Администрация МР Зианчуринский район в лице главы Д. М. Юланова, понимая всю важность как самого факта существования районной газеты на бумажном носителе, так и значимости периода подписной кампании.

Грань добра и зла
В век Интернета читатель разучился разделять зерна от плевел. Информации во Всемирной паутине – безграничное количество. И если бы вся она была правдивой, все стало бы легко и просто. Но миром правит «хайп». Сайтов, групп, сообществ – как звезд на небе. В них сложно различить правду и домыслы, порой и мат проскользнет, и словесная драка.
В конце года для директоров Информационных центров в Уфе был проведен семинар. Говорили о том, как преподносить читателю материалы о плохом. О том, что многие печатные издания, а особенно телевидение и Интернет, заполонены «хайповыми» сюжетами, рассказами, постами. Включите любой канал. «Битва экстрасенсов», «Битва полов», «Дом-2», огромное множество криминальных сериалов, «На самом деле» и прочее-прочее. Руководитель Центра кризисной психологии Михаил Хасьминский, выступивший на семинаре, обратил внимание журналистов на то, что словом можно не только ранить: «Известно, что после выхода книги И.В. Гете «Страдания юного Вертера» по Германии прокатилась эпидемия суицидов. И связано это было с тем, что покончивший с жизнью главный герой был представлен в книге весьма романтически, ему стали подражать. Замечу, что это происходило в совершенно другое время и в христианской Германии, где суицид был совершенно неприемлем. Однако и там эта книга дала социальное подтверждение суицидальным намерениям тех, кто был склонен к самоубийству, — и они запустили эпидемию.
Если говорить о суицидах, то школьники, конечно же, знают о них из СМИ, художественных произведений или даже из жизни. Однако правильное отношение к суицидам не формируется, потому что эти ситуации просто описываются — и всё. Например, самоубийство Катерины в «Грозе» Островского можно считать для части школьников пропагандой суицидального поведения — хоть и не для всех, но для тех, кто думает о самоубийстве, колеблется.
Понятно, что медиа-бизнес в основном строится на системе рейтингов. При этом положительные примеры не привлекают такого внимания, как негативные. Кто-то убился — вот это пожалуйста, это многие СМИ готовы освещать, потому что за этим стоит рейтинг. А почему бы этим же средствам массовой информации не обратиться к статистике, согласно которой на каждый суицид со смертельным исходом приходятся 10 «неудавшихся»? И что из этих 10 «неудавшихся самоубийц» трое-четверо становятся инвалидами? Почему не пишут о тех, кто при попытке суицида потерял возможность питаться через рот, остался лежачим? Вот это и было бы профилактикой. Но подобного рода материалы не привлекут большого внимания, не сделают рейтинг СМИ». Михаил Игоревич напомнил нам об известном, но почему-то так редко принимаемом во внимание факте значимости слова прессы. Ведь по сути это мы, журналисты печатной прессы, и радио, и телевидения, формируем общественное мнение. Значит, нам и корректировать его. В правильную сторону. В добрую. Ну и пусть мы будем не модные, ну и пусть наш контент не пестрит криминалом. Пусть молчит он о подробностях с делом об изнасиловании уфимского следователя, о самоубийстве известного бизнесмена и кровавых подробностях каких-то разборок. Пусть просмотров будет меньше, и репосты на нуле. Однако когда-то обществу надоест кровь, грязь и смакование кулуарных подробностей, и старая, ДОБРАЯ районка подставит насытившимся хайповыми новостями читателям свое плечо.

И пусть добро восторжествует.

Знаете, когда я слушала Хасьминского, параллельно анализировала нашу группу в соцсетях. И была неимоверно горда тому факту, что наши читатели все-таки больше ценят материалы добрые, о людях, о хороших событиях. Это мы видим и по количеству тех же просмотров, и по «лайкам», и по репостам. Когда в постах есть слово «любить», «добро» и прочее, они автоматом становятся более читабельными для наших подписчиков. О чем это говорит? Может быть, надоел уже людям тот кроваво-битвенный контент, когда соперники соревнуются друг с другом, супруги разводятся, в суде решаются бытовые вопросы? Может быть, именно сейчас мы стоим на той самой грани добра и зла, когда человек выбирает, на какую сторону ему ступить? И именно мы, журналистское сообщество должны помочь людям уйти той цепочки зла, о которой говорила Цветаева: «Есть круговая порука добра и цепочка зла. Надо стоять, взявшись за руки, в круговой поруке добра, а цепочку зла обрывать на себе, не пускать его дальше по кругу». Мы в силах это сделать. Услышать сердце и полюбить ближнего своего. И тогда вырастет круг людей, творящих добро.
Кстати.
В этом году наша редакция обновилась, сделан косметический ремонт, поменяли полы, обновили видавшую виды лестницу, заменили входные группы, сделали еще многое. Здание редакции задышало, ожило. В гараже поселился новенький автомобиль. За что огромное спасибо нашему руководству в лице генерального директора ГУП ИД «Республика Башкортостан» В. Хакимовой и руководителя Агентства печати и СМИ Б. Мелкоедова, в таких условиях появляется еще большее желание работать, создавать новый, качественный, пользующийся спросом контент.

Виктория Демидова-Куянова