Региональная общественная организация «Союз журналистов Республики Башкортостан» г. Уфа ул. 50 лет Октября, 13, 10 этаж, офис 1007
Союз журналистов Республики Башкортостан +7 (347) 276-42-66 Отправить нам письмо
» » Шёл по городу… журналист
25.08.2020 Шёл по городу… журналист
Председатель местного отделения Союза журналистов РБ в Стерлитамаке, корреспондент газеты «Стерлитамакский рабочий», почетный краевед республики Фаяз ЮМАГУЗИН перепробовал себя в самых разных творческих жанрах. Еще студентом физико-математического факультета Стерлитамакского пединститута своеобразно реализовал увлечение рисованием: оформил кабинет астрономии кафедры теоретической физики. Без малого сорок лет несколько поколений студентов любовались на его стенды.
Поводом же для встречи послужило очередное его творческое детище, но уже совсем иного рода. В этом году он отметил свое шестидесятилетие изданием сразу двух книг: «Мы из милиции» и «В одном бессмертном полку». Последняя стала двенадцатой в его литературной копилке. Это не считая «общежитий» — так в литературной среде именуются коллективные сборники.
Любовь к театру перешла по наследству
— Фаяз Фуатович, ходят слухи, что вы увлекались не только рисованием.
— Это так — любил фотографировать: цветные слайды, сделанные на улицах еще советского Стерлитамака, стали иллюстрациями к моим книгам по истории города.
Интерес к музыке и поэзии вылился в альбом, в который вошли песни в исполнении народного артиста республики Фарита Бикбулатова, звезд башкирской эстрады Альфии Амирхановой, групп «Асман» и «Шихан».
А уже будучи корреспондентом «Стерлитамакского рабочего», пополнил свой творческий багаж еще одним увлечением: театром. Мне, кстати, и до этого доводилось на общественных началах исполнять главные роли в дипломных работах студентов Башкирского техникума культуры. Когда в 1991 году в Стерлитамаке открылся башкирский драмтеатр, участвовал в первой его постановке — «Наследники».
В 1992 году я открыл в Стерлитамаке … Государственный театр танца. Это не оговорка. Именно журналист по настоянию художественного руководителя коллектива, заслуженного артиста БАССР Халиля Ишбердина приказом министра культуры был назначен по совместительству директором будущего коллектива на организационный период.
Вообще, любовь к сцене — это наследственное. Папа, директор Макаровской средней школы Фуат Юмагузин был известным на весь Макаровский (ныне Ишимбайский) район фольклористом, самодеятельным композитором. Мама, Рашида Галлямовна, — бывшая прима Аургазинского межколхозного татарского театра.
Гримасы истории
— Фаяз Фуатович, вас можно поздравить с вступлением в Союз писателей Башкирии?
— Спасибо. Но честно говоря, даже не знаю, что и сказать… Приняли меня еще в прошлом году и даже вступительный взнос взяли. Только второй год пошел, как не могут членский билет оформить.
— Одна из ваших книг называется «Неизвестная война». Откуда такое название?
— Оно позаимствовано из документального сериала Романа Кармена «Великая Отечественная». Именно под этим названием он шел в США и стал настоящим откровением для американского зрителя, ничего не знавшего о роли СССР в разгроме фашистской Германии. Предыстория книги началась еще в девяностых, когда я на страницах «Стерлитамакского рабочего» под этой рубрикой издал цикл публикаций, посвященных стерлитамакцам — участникам локальных войн. Если об «афганцах» и «чеченцах» что-то и проскальзывало в советских СМИ, то об участниках других локальных конфликтов мы почти ничего не знали. Так, ветераны войны в Корее не имели права даже показывать свои боевые награды. Когда же истек срок давности, одни из них уже ушли в мир иной, другие так и не смогли отыскать в архивах никаких документов об участии в боевых действиях. То же самое можно сказать и об участниках кровавых событий 1956 года в Венгрии, Карибского кризиса 1962 года, арабо-израильских войн. Один парень из Стерлитамака успел повоевать даже в Эфиопии!
— Еще одна книга — «Город на дне моря, или Загадки старого Стерлитамака». Стерлитамак действительно на дне моря?
— Мы все живем на дне доисторического моря. Почему на Урале не находят останков динозавров? Потому что в эпоху динозавров здесь было море. Уникальность знаменитых стерлитамакских шиханов в том, что они не вулканического, а биологического происхождения. Миллионы лет обитатели морских глубин, наслаиваясь друг на друга, отмирали на этих лагунах. Их ракушки превратились в горы известняка, органика истлела до состояния нефти, морскую воду выпарило солнце, а соль осталась. Гримаса истории: город, возникший в XVIII веке, как соляная пристань, стоит на огромных пластах морской соли, лежащих глубоко под землей. Именно эта соль, известняк и нефть в XX веке превратили Стерлитамак в крупный индустриальный центр.
В истории Стерлитамака действительно есть немало любопытных фактов. В мире несколько населенных пунктов под названием Москва, Париж, Санкт-Петербург… А сколько, по вашему Стерлитамаков? Ни за что не угадаете. У нашего города есть еще четыре тезки. Один из них в ближнем зарубежье.
Загадок много. Что делали декабристы в Стерлитамаке? Как в Стерлитамак попала моабитская тетрадь Мусы Джалиля и куда она подевалась? А вы знали, что еще до войны в кинотеатрах Стерлитамака крутили цветные художественные фильмы? Что предрек Стерлитамаку Мессинг и почему он так часто гастролировал в нашем городе, хотя в Уфе не был ни разу? Зачем в Стерлитамаке закопали три огромных памятника И. Сталину высотой почти с пятиэтажный дом? Ответы на все эти вопросы есть в этой книге, которую я переиздал по просьбе читателей. Вообще, все мои книги — это публицистика, за исключением маленького поэтического сборника на башкирском языке.
— Книга «Мы из милиции» — необычная в вашем творческом багаже.
— Книга «Мы из милиции» появилась по инициативе Совета ветеранов УВД Стерлитамака. Это сборник детективов о самых громких преступлениях в истории города и очерков о ветеранах милиции. Приятно, что книга получила высокую оценку на уровне МВД республики. Отметили, что это первый столь масштабный сборник в Башкирии.
Жизнь ещё впереди
— Вы пишете и на башкирском?
— До пяти лет я не слышал другой речи, кроме башкирской. Помню, когда меня вдруг стали усиленно учить русскому, это страшно возмутило: зачем он нужен, когда кругом все «нормальные» люди говорят на башкирском!? А вскоре мы переехали в Стерлитамак. С тех пор башкирским я владею в рамках разговорного.
Теперь по поводу поэтического сборника. Каждый второй в молодости, наверное, рифмовал «любовь — морковь». У нормальных людей это проходит. Тем, у кого не проходит, ставят диагноз «поэт», а самых настырных ставят «на учет» в Союз писателей. Было время, грешен — тоже занимался рифмоплетством. Но у меня это благополучно прошло без последствий. Лишь когда подходит моя очередь готовить «Детскую страничку» в газете, я разражаюсь детскими стишками.
— Над чем сейчас работаете?
— Закончил работу над книгой «Жизнь еще впереди», посвященной истории моей малой родины — села Макарово Ишимбайского района. Это единственное в мире башкирское село с русским названием. А наоборот — сплошь и рядом. Например, рядом с Макарово — русская деревня Зигановка. Наше село славится своей богатой историей, уникальной природой, а главное — людьми. Отсюда вышли десятки прославленных личностей: талантливых актеров, ученых, работников культуры, министров, депутатов республиканского и российского уровня, прочих государственных деятелей, среди которых были и основатели Башкирской автономии. Всем односельчанам, прославившим село на ратном и трудовом поприще, я и посвятил эту книгу.
Автор: Алёна АНДРЕЕВА «Республика Башкортостан» № | 21.08.20