Региональная общественная организация «Союз журналистов Республики Башкортостан» г. Уфа ул. 50 лет Октября, 13, 10 этаж, офис 1007
Союз журналистов Республики Башкортостан +7 (347) 276-42-66 Отправить нам письмо
» » У микрофона Надежда Киселёва
19.11.2020 У микрофона Надежда Киселёва
Нельзя быть бесполезным в этом мире! Так считает ведущая первой радиостанции для незрячих

С порога чувствуешь теплоту души этой женщины. Так бывает. С первых фраз понимаешь, что перед тобой человек глубокий. Кстати, Надежда Киселева людей чувствует по голосу. И ее трудно обмануть. Она незрячая с раннего детства, и я как-то неосторожно спрашиваю:

— А как вы видите этот мир? Какой он? Жестокий? Прекрасный?

— Мне везло и везет на хороших людей, — отвечает она.

Впрочем, давайте я вас, уважаемые читатели, быстрее познакомлю с ней. Итак, Надежда Николаевна Киселева. Журналист. Я намеренно выделил это слово отдельным предложением, чтобы было с большой буквы.

— Ой, вы только меня не превозносите, пожалуйста, — просит она сквозь улыбку.

Отвечаю, что не буду возводить памятник, но… Слушаю ее и радуюсь, благодарю Бога за то, что мне попался такой собеседник.

— Как бороться с одиночеством? — спрашиваю невпопад.

— А, может, с ним не надо бороться? — отвечает она с неизменной и мягкой улыбкой.

Надежда ведет свою авторскую передачу на всероссийском радио «РАНСиС», объединяющем незрячих и слабовидящих людей. В каждом выпуске — встреча с творческим человеком, открытый и честный разговор, стихи, музыка, песни, откровения, много тепла и света. Того света, который видно только душой. Все участники программы Надежды Николаевны — люди незрячие или слабовидящие.

Своих героев она находит повсюду: от Владивостока до Калининграда. Процесс поиска — тема особая. Это рассылки в сообществах, книги, журналы для незрячих, репортажи, где мелькают имена интересных людей. Белоречанка Надежда Киселева по скайпу связывается с ними, берет интервью, предварительно перелопатив ворох материалов. Хотя...

— Я люблю экспромты, — рассказывает она. — Мне нравится общаться на уровне импровизаций.

Она включает ноутбук и открывает архив своей программы. Боже, как богат наш мир на добрых и талантливых людей!

— Кто из героев ваших передач поразил вас более всего?

Надежда на минутку задумывается:

— Я брала интервью у Сергея Катаева из Екатеринбурга, — рассказывает журналист. — У него есть свой ник в социальных сетях — Зорро. И это совсем не случайно! Сергей служил в Афганистане, получил ранение, потом окончил институт, работал, как я полагаю, в нефтяном бизнесе. Впрочем, говорил он об этом уклончиво. А после была какая-то трагическая история, его вместе с водителем взорвали. Он потерял зрение, но Сергей проявил удивительную волю к жизни. Он остался солдатом! Освоил все говорящие программы, теперь сам их пишет для незрячих. А еще ведет уроки по компьютерной грамотности в интернете. И все это безвозмездно! — восхищается собеседником Надежда.

— А еще Станислав Заурбекович Хитеев из Владикавказа, — продолжает она...

Надежда Николаевна рассказывает, что этот человек долгое время был музыкальным руководителем ансамбля «Алан», объездил весь белый свет. Встреча с ним оказалась очень насыщенной...

Сейчас Надежда Николаевна готовит новую передачу, хочет записать и выпустить в эфир интервью с удивительной женщиной из Санкт-Петербурга — Тамарой Андреевой. Она слабовидящая с рождения, когда-то в школе ей подарили брайлевский прибор.

— Знаете, что это такое? — спрашивает Надежда Николаевна.

Она идет в соседнюю комнату и приносит довольно тяжелую металлическую пластину с какими-то ячейками.

— На пластину кладется бумага, и она специальной штучкой прокалывается, — рассказывает Надежда Николаевна. — В каждой ячейке шесть точек в различных комбинациях. Так вот, — продолжает она. — Дело было в сороковые годы, шла война. Когда в их деревню пришли немцы, Тамара с мамой прятались в сарае. Мама говорила дочери, чтобы та не брала тяжелый прибор с собой, но девочка спрятала его на груди под одеждой. Так они, зарывшись в сено, и лежали, не произнося ни звука. Немцы кого-то искали, заглядывали в каждый дом, а в сараях делали проколы в сене, чтобы обнаружить людей. Острие тогда попало Тамаре в пластину, там даже осталась дырка, но девочка осталась жива. Удивительная история! Тамаре Андреевой сегодня больше девяноста лет…

— Сама я училась в Куйбышеве, в школе для слепых и слабовидящих, — продолжает рассказ моя собеседница. — И нас всегда учили не просто работать, а приносить пользу. Понимаете, это очень важно! Само слово «инвалид» можно перевести как «бесполезный», а надо быть полезным…

Надежда Николаевна в обществе слепых личность известная. Она постоянная участница всех мероприятий, проводимых в местной библиотеке. Впрочем, ее известность после выхода передач на всероссийском радио в определенных кругах теперь соответствует рамкам эфира. Однажды она брала интервью у известного массажиста из Екатеринбурга Виктора Лапенкова, и эта программа была удостоена диплома международного конкурса «Интеграция».

— Надежда Николаевна, вы звезда…

Она вздрагивает от неожиданности:

— Ой, не смешите! — и начинает зажигательно смеяться.

Все ее передачи выходят под двумя рубриками — «Запечатленное» и «Гостиная».

— Здравствуйте! У микрофона Надежда Киселева, — так начинается каждый выпуск.

Я уверен, что в ее голос влюбляются, а она усиленно пытается увести разговор в сторону героев своих радиопрогамм.

— Послушайте, какой голос!

Однажды ее собеседницей была Неонила Листопад из Харькова…

Из компьютерных колонок раздается голос молодой женщины. Поставленный, академический вокал.

Карамболина, Карамболетта,
Ты пылкой юности мечта!
Карамболина, Карамболетта,
Твоя любовь с моей навек слита…

— А ей уже восемьдесят с лишним лет! — громко говорит Надежда Николаевна, пытаясь быть услышанной сквозь звонко-девичье сопрано «старушки» Неонилы.

— А вот еще послушайте, — не давая опомниться, включает Надежда следующую запись. — Это Степан Гончаренко из Симферополя.

Нич яка мисячна, зоряна, ясная.
Видно, хоч голки збирай;
Вийди, коханая, працею зморена…

Ба! Жалко, не взял гармошку, собираясь в гости к Надежде Николаевне! Любимая народная украинская песня… Она, услышав о гармошке, опять начинает смеяться, как это умеют делать только по-настоящему счастливые люди.

— А вот Сергей Красноперов из Нефтекамска. Замечательный певец!..

И мы слушаем Сергея… А потом она рассказывает о знаменитом Салавате Низаметдинове, о котором журналистка делала передачу после его смерти. Кстати, Надежда сама очень музыкальна и прекрасно поет. И в ее репертуаре есть песня этого башкирского композитора, который тоже особенно видел мир, потому что был незрячим. Но петь она сегодня отказалась наотрез…

Ее редактор Зоя Шишкова из Москвы часто ворчит на Надежду Николаевну. Ей хочется, чтобы передач было больше. Но белорецкая журналистка предпочитает делать свои творческие открытия неспешно.

Я ей, наверное, жутко надоел. Прошу почитать что-нибудь. Буквально настаиваю. Я знаю, она великолепно читает.

— Это стихотворение Али Кудряшовой из Санкт-Петербурга. Послушайте, какие великолепные строки...

И начинает тихо:

Я работаю солнечной батареей.
Я в кармане оранжевом солнцегрею,
Чтоб оно на небо взошло скорее
И чесало макушки уснувших лип.
Солнце ловит за пальцы меня лучами,
Я его приручила и отвечаю.
Солнце просит завтрак и выпить чаю.
Просит прямо внутрь его налить…

Как в тему все получается! Потому что у всех, кто общается с Надеждой Киселевой, тут же создается образ некой солнечности.

Фото автора

Автор новости: Игорь КАЛУГИН

https://resbash.ru/articles/cotsium/U-mikrofona-Nadegda-Kiselyova-550864/