Региональная общественная организация «Союз журналистов Республики Башкортостан» г. Уфа ул. 50 лет Октября, 13, 10 этаж, офис 1007
Союз журналистов Республики Башкортостан +7 (347) 276-42-66 Отправить нам письмо
» » Уроки «закона о блогерах»
16.11.2020 Уроки «закона о блогерах»
Кафедра ЮНЕСКО по авторскому праву, смежным, культурным и информационным правам НИУ «Высшая школа экономики» совместно с Национальной ассоциацией блогеров организовали и провели онлайн-конференцию на тему «Уроки «закона о блогерах». Обсуждались актуальные проблемы и адекватные решения в законодательном урегулировании деятельности блогеров.

Предпринятая в 2014 г. попытка законодательно урегулировать деятельность блогеров Федеральным законом от 5 мая 2014 г. № 97-ФЗ, фактически приравняв блоги к средствам массовой информации, потерпела фиаско. Более того, Федеральным законом от 29 июля 2017 г. № 276-ФЗ из законодательства понятие «блогер» было изъято, а сами блогеры оказались вне сферы правового регулирования. В результате возникли законодательные пробелы в регулировании размещения рекламы в блогосфере, а также отношений блогеров с администраторами социальных сетей, что и стало главной темой большинства выступлений на онлайн-конференции.

Кто такие блогеры?

В блогосфере особенно актуальной является проблема распространения fake news и информации о коронавирусе. Председатель Комитета ГД ФС РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи А.Хинштейн считает, что негативных последствий от действовавшего три года Федерального закона не наступило, не было никакого ущемления свободы слова. Закон указывал лишь на то, что блогер должен либо зарегистрироваться по собственной инициативе, либо он будет зарегистрирован Роскомнадзором. Всего было зарегистрировано 2176 блогеров. Они должны были избегать клеветнической информации и оскорблений, соблюдать финансовые обязательства. Поскольку закона о блогерах пока нет, депутат выразил надежду, что на конференции будут выработаны какие-то решения.

Поставленную задачу усложняет то, что до сих пор нет ясности, кто же такие блогеры, хотя закон обязательно должен это учитывать. В России сегодня 67 тысяч СМИ, тогда как блогеров намного больше. Только в «Инстаграме» зарегистрированы свыше 200 тысяч блогеров, 779 из которых имеет свыше миллиона подписчиков.

Являются ли блогеры деятелями интернет-культуры, журналистами, публицистами или случайным, стихийным явлением, – пока не установлено. Многие блогеры являются еще и работодателями, так как на них работает

немало людей, а также распространителями рекламы, стоимость которой превышает 15 миллиардов рублей в год. Самим блогерам нужно признание, что они существуют.

Плохой закон – оружие массового поражения

С основным докладом на конференции выступил руководитель кафедры ЮНЕСКО Михаил Федотов. Отвечая на вопрос, кому нужен закон о блогерах: самим блогерам, гражданскому обществу, государству, он сообщил о том, как проходило принятие законопроекта, в котором после первого чтения вообще не было упоминания о блогерах.

Правовая неопределенность приводит к ущемлению прав человека и гражданина. Не определяя точно субъект правоотношений, понятие «организатор распространения информации в сети "Интернет"» может относиться к любому человеку, имеющему интернет и точку доступа wi-fi. И непонятно, кто из них может быть признан нарушителем закона. «Плохой закон действует как оружие массового поражения, и это очень опасно», – отметил спикер.

М.Федотов последовательно аргументировал необходимость урегулирования правовых отношений в социальной сети, что расширило бы возможности блогеров, распространяя на них такой же иммунитет, какой имеется у журналистов, внесения понятий «сайт (страница сайта)» в Закон о СМИ. Отмечено, что не предпринимаются реальные меры воздействия на социальные сети, распространяющие много фейковой информации о коронавирусе. Подводя итоги конференции, Михаил Федотов призвал коллег убеждать законодателя в том, что для блогосферы нужен правильный, хорошо написанный закон. Источник: Федеральная палата адвокатов Российской Федерации